Класс персонажа
Класс персонажа — архетип персонажа ролевых игр, определяющий его умения и направление развития. Как правило, игроки выбирают класс при создании персонажа и не могут полностью от него отойти в течение всей жизни этого персонажа.
В ролевых играх жанра фэнтези используются три традиционных класса: воин, вор, маг.
- Воин носит тяжёлую броню и оружие (меч, секира, кинжал), сражаясь в ближнем бою.
- Вор носит лёгкую броню, в качестве оружия использует лук и стрелы или кинжал. Концентрируется на таких специализациях, как воровство, скрытность, убеждение.
- Маг обычно одет в мантию, как оружие использует посох или заклинание голыми руками.
Бывают гибридные классы:
- Боевой маг — среднее между магом и воином. Может носить некоторые виды брони и специализируется на боевых заклинаниях.
- Жрец — маг, специализирующийся на лечении и заклинаниях поддержки.
- Паладин — воин и жрец, имеющий доступ к заклинаниям поддержки.
- Бард — среднее между магом и вором. Класс поддержки, специализирующийся на общении, заклинаниях иллюзии и очарования.
Классы в D&D
C каждой новой редакцией в Dungeons & Dragons система классов менялась.
1-я редакция
Изначально в D&D было четыре класса, которые считаются игроками прототипами классов прочих игр:
- Боец (англ. Fighter) — ориентирован на ближний бой, практически не имеет магических способностей.
- Плут (англ. Rogue) — обладает навыками скрытности, воровства и общения.
- Маг (англ. Mage) — могущественные магические возможности уравновешиваются физической слабостью.
- Жрец (англ. Cleric) — обладает способностями к целительной и поддерживающей магии, а также ограниченными боевыми навыками.
2-я редакция
- Воин (Warrior)
- Боец (Fighter)
- Паладин (Paladin)
- Следопыт (Ranger)
- Волшебник (Wizard)
- Маг (Mage)
- Волшебник-специалист (Specialist wizard)
- Иллюзионист (Illusionist)
- Жрец (Priest)
- Священник (Cleric)
- Жрец особого вероисповедания (Priest of specific mythos)
- Друид (Druid)
- Плут (Rogue)
- Вор (Thief)
- Бард (Bard)
3,5 редакция
- Варвар (Barbarian): свирепый воин, ярость и инстинкты которого помогают ему сокрушать врагов.
- Бард (Bard): музыка которого творит чудеса; странник, сказитель и мастер на все руки.
- Жрец (Cleric): священник, творящий магию с помощью молитвы и благословения. Тип магии во многом зависит от божества, которому поклоняется священник.
- Друид (Druid): мудрец, черпающий энергию из природы.
- Воин (Fighter): боец с выдающимися навыками сражения и несравненным владением оружием.
- Монах (Monk): мастер боевых искусств, чьи безоружные атаки быстры и очень опасны. Владеет сверхъестественной силой.
- Паладин (Paladin): защитник справедливости и враг зла, укрепленный божественной силой.
- Следопыт (Ranger): умелый воин, обученный выживанию в дикой местности. Специализируется на стрельбе из лука и на стиле боя парным оружием.
- Плут (Rogue): хитрый, изворотливый разведчик и шпион. Может быть весьма коварен в бою.
- Колдун (Sorcerer): заклинатель, обладающий врожденной способностью к магии. В отличие от мага тратит меньше времени на постижение магии и может колдовать гораздо чаще, но ограничен в выборе заклинаний.
- Волшебник (Wizard): могучий заклинатель, обученный тайным наукам. Если колдунами рождаются, то магами становятся в процессе кропотливого обучения. Волшебники должны подготовить свои чары перед использованием, но им доступен больший выбор заклинаний.
5 редакция
- Варвар (Barbarian): свирепый воин, способный впадать в ярость в бою, чтобы сокрушать своих врагов.
- Бард (Bard): является мастером речей, песен, и волшебства. Обычно воодушевляют своих союзников и мешают противникам.
- Жрец (Cleric): священник, источником силы которого является божество. Тип магии во многом зависит от божества, которому поклоняется священник.
- Друид (Druid): мудрец, черпающий энергию из природы. Может превращаться в животных и обладает различной магией.
- Воин (Fighter): боец с выдающимися навыками сражения и несравненным владением оружием. Может быть как бойцом поддержки так и стоять на передовой.
- Монах (Monk): мастер боевых искусств, чьи безоружные атаки быстры и очень опасны. Владеет сверхъестественной силой.
- Паладин (Paladin): воин, чей источник магических сил - клятва.
- Следопыт (Ranger): умелый воин, обученный выживанию в дикой местности. Может сражаться как в дальнем, так и в ближнем бою в паре с животным-компаньоном.
- Плут (Rogue): хитрый, изворотливый разведчик и шпион. Мастер скрытности.
- Чародей (Sorcerer): заклинатель, обладающий врожденной способностью к магии.
- Колдун (Warlock): заклинатель, чей источник магии - патрон с которым заключен контракт
- Волшебник (Wizard): заклинатель, чей источник магии - накопленные им знания.
Бесклассовые системы
Бесклассовые системы — такие, в которых грань между одной и другой специализацией размыта, и игрок способен сделать персонажа в точности таким, какого он хочет. Наиболее известные бесклассовые системы — GURPS и S.P.E.C.I.A.L. (в серии игр Fallout).
У бесклассовых систем есть свои недостатки — трудно сбалансировать различные комбинации умений. Например, в Ultima Online нашёлся «волшебник-танк», который в PvP разбрасывался смертельными заклинаниями и которого убить было практически невозможно. Другой мем, на сей раз родом из GURPS — «слепой снайпер»: отрицательная характеристика «слепой» нисколько не мешала положительной характеристике «снайпер».
Классы MMORPG
Как правило, персонаж MMORPG принадлежит к одному из следующих классов:
Поскольку значительную роль в MMORPG играют групповые поединки, возможна альтернативная классификация, основанная не на типе персонажа, а на исполняемой им роли: